Задумка сделать модель Як-12 существовала лет 5, но по разным причинам жизненного характера откладывалась на более поздние времена и наконец, звезды сошлись именно так, что эта модель наконец спроектирована и создана. К решению проектировать самолет я пришел после изучения предложений различных производителей наборов для сборки. К сожалению ни одно из предложений меня не устроило. Мне очень хотелось увидеть в модели ряд важных для меня вещей:

- Соответствие пропорций оригиналу
- Функциональные жалюзи для охлаждения двигателя
- Копийный капот с «фирменными» жабрами выхода воздуха
- Остекленная кабина, ветровое стекло с переплетом
- Открывающиеся двери на петлях автомобильного типа
- Пустой салон
- Сьемные консоли с регулировкой поперечного V
- Нормально управляемое заднее колесо
- Небольшая масса планера, оставляющая резерв для установки копийных элементов

Исходя из имеющихся материалов и электроники выбран размер самолета и определен его масштаб — 1:12, размах крыла 1 м. Определив допустимую нагрузку на крыло в 42 гр/кв. дм получаем предельную массу такого самолета порядка 600 гр.

Однако практика показала, что аэродинамическая схема и конструкция самолета получилось настолько удачной, что эта модель массой в 800 грамм легко взлетает при тяговооруженности 0,5 и прилично управляется. Склонности к сваливанию в штопор я не заметил и при задней центровке (около 30%) утяжеленного самолета. Посадка классическая, снижение на выдерживании происходит плавно, без заваливания по крену.

Основные принципы построения модели взяты из статьи Евгения Рыбкина на сайте rcdesign.ru “Паркфлаер 2 или Наш ответ Цессне и Пайперу». Огромное ему спасибо за его труд, остальное описано в литературе («Лети, модель» Издательство ДОСААФ Москва 1970 г., О.К. Гаевский «Технология изготовления авиационных моделей», Государственное издательство оборонной промышленности 1953 г. и др.)

Насколько удалась модель в конце концов судить Вам, а мне остается только изложить историю ее создания в картинках дополнить картинки комментариями и ждать Ваших отзывов.

Силовой каркас кабины я увидел так:


"Коробка" обьединяет в себе мотораму, батарейный бокс, площадку шасси, узел крепления консолей, распашные двери на петлях автомобильного типа, площадку крепления сервомашинок силовой шпангоут (по стыку с хвостовой частью) и ребра жесткости. Масса готового изделия составила 80 гр., материал - шлифованная березовая фанера 3 мм. Дверные проемы и сами двери фрезерованы "в четверть", чтобы не возиться с упорами закрывания. Четверть выбрана и в стойках ветрового стекла, чтобы в них вклеить фонарь. Фрезерованы также выборки в теле дверей для облегчения. Первоначально это были сквозные вырезы, заполненные пенопластом (в Як-12), но практика показала, что фрезерованная панель жестче и как ни странно легче. В Гавроне стоият фрезерованные двери.

Позже я добавил в конструкцию рамку ветрового стекла, но в Солиде ее отрисовывать не стал, отчертил просто эскиз для фрезера. На фото Gawron PZL-101 ее видно.



Верх носовой части, гаргрот, нижняя панель фюзеляжа - пеноплекс. Боковые панели, оперение - тоже пеноплекс, распущенный струной в листы. Оперение усилено бальзовыми рейками. Вклеивается на Клейберит. Стойка шасси - листовой алюминий 1 мм.
Отдельного внимания требуют колеса. Ступица - капролон, покрышка - отчественный микропор толщиной 20 мм. Отлично амортизирует, сохраняя стойку. Тем не менее, на случай грубых посадок в конструкции добавлен подкос (3 мм деревянный стержень).



Консоли - пеноплекс, вырезанный струной. Профиль крыла на Гавроне: Klark Y12% в корне, 10% на законцовках, Як-12 летал на планерном 10% профиле. Конструктивно консоли обеих моделей устроены одинаков. Внутри консоли на полиуретановый клей вклеены 2 деревянных стержня на 1/2 длины, работающих как лонжероны. Кроме того, стержни распределяют нагрузку от реакции пластины крепления консоли на поверхность пенопласта. Машинка элерона крпеится на фанерную площадку, выемка под машинку в теле консоли выполнена терморезаком.


Подкосы консолей имеют узел регулировки по длине. Кабанчики привода управляемых плоскостей - текстолит 2 мм. Рулевое колесо приводится в действие отдельной тягой от руля направления, причем плечи рычагов имеют отношение 2:1, таким образом, угол поворота колеса в 2 раза больше угла поворота РН.


Рулежка подтвердила правильность расчетов.


Переплет остекления - отдельная деталь на Як-12, вырезана из второй заготовки фонаря и приклеена внахлест, на Гавроне - просто окрашен по серому грунту.



Какой вариант лучше - судить Вам, мне нравятся оба. Капот формованный, из ПЭТ-Г на вакуумном столе. Имеет характерные "жабры" по бокам, из-за чего сделать его на болване из бутылки без "очка"-калибра не представилось возможным, я его просто отштамповал на буковом болване. Жалюзи продувается, воздух выходит через "жабры" и снизу под фюзеляж, как на прототипе.


Отделка Як-12:
Обтяжка калькой на ПВА с грунтованием и покраской нитроэмалями
Отделка PZL-101:
Обтяжка скотчем.
Опознавательные знаки пока не наносил.
Масса Як-12 из-за смещения центровки при отделке (много налил грунта-наполнителя) вышла больше расчетной, что усугубилось необходимостью догружать нос. В результате первый полет эта модель выполнила в "супертяжелом весе" около 800 гр. на батарее 1300 мА 3S.
Гаврон, благодаря учтенным ошибкам и несколько измененной конструкции с батареями 3S 1000 мА и 3S 1300 мА уложился в расчетные граммы (560 и 600 грамм), что при площади крыла порядка 15 кв. дм дает нагрузку на крыло около 40 гр/дм.кв. Однако, батарейный бокс легко принимает в себя батареи до 2100 мА 3S. Крепление "топлива" - клином из твердого пенопласта.

Самолет удобно помещается в багажнике:


Таким образом, основные задачи проектирования, излженные в начале статьи - выполнены. Конструкция способна нести дополнительный вес (элементы салона, антенны, подножки) и устанавливать доп. оборудование (закрылки, предкрылок) наносить элементы расшивки и головки заклепок (если кому нужно) в общем, имеет потенциал для дальнейшего творчества.

Электроника:

Батарея - 3S от 850 до 2100 мА
Двигатель - любой 1100-1400 kV
Регулятор - от 12 до 20А 3S
Воздушный винт - 8х6, 9х4,7
Сервомашинки - 4х SG 90 или любые 9 гр.
Видео полета.


Руки тряслись немного из-за ветра и долгого отсутствия практики, прошу простить за качество полета.