Привет всем. Заранее прошу не беспокоиться тех, кто любит писать комментарии о копипастах. Да, их здесь будет очень много. Именно ради этого и пишу, т.к. совсем недавно из-за полного начального нуля с трудом находил даже самую разрозненную информацию. Также много будет и вопросов в этом посте. Очень прошу ответить на них, так как не один я наверняка нуждаюсь в них.
Так, сразу определяемся, я буду рассказывать о своем опыте и о своих рассуждениях.
ГЛАВНОЕ!!!
Без вложения денег не обойтись.
Правило «чем дороже - тем лучше» не работает.
Все клеи очень токсичны и являются сильными аллергенами.
Для начала определяю основополагающие сайты, которые я для себя отфильтровал и ссылки на которые вынес на рабочий стол:
http://www.parkflyer.ru собственно этот сайт. Чем хорош – это поистине кладезь информации с удобством ее анализа. Минус только один – очень долго ждать доставки. Для новичков, считаю просто необходимо в голове виртуально собирать разные модели читая отзывы по выбираемым комплектующим. Это первоначальное заполнение информационного вакуума.
Вообще нужно много-много читать.
http://rc-aviation.ru очень информативный сайт с огромным количеством информации. По сути это виртуальный наставник для любого начинающего авиамоделиста. Большое количество простых и не очень моделей с описанием их постройки и с вопросами-ответами, которые уже задали до Вас.
http://rcplans.ru просто сайт с хорошей подборкой чертежей моделей.
http://ecalc.ch/motorcalc.htm?ecalc&lang=ru расчет пропеллеров онлайн
АППАРАТУРА РАДИОУПРАВЛЕНИЯ
Почитали-поднабрались верхушек и поняли, что будем ли мы покупать модели или делать их из потолочки или бальзы …. БЕЗ аппаратуры радиоуправления нам не обойтись. Это на долго и дорого, поэтому здесь лучше тщательно все взвесить.
Основные игроки на этом рынке (судя по обсуждению): Spektrum, JR, Futaba …
Это бренды, они дорогие… Везде главный совет: если не хотите дважды тратиться, то берите аппарат с не менее 6 каналов. Больше 8-ми Вам скорее всего не понадобиться.
Я выбрал Spektrum DX8 в полной комплектации (с телеметрией) и в исполнении с возможностью переключения вариантов управления mode 1 … 4. Варианты управления влияют на положение ручек газа. Я привык к американскому mode 2 , когда газ слева.
Мой выбор был обусловлен: наличием в интернете переведенной документации и отзывами о легкой настройки данного девайса, что собственно и подтвердилось.
http://forum.rcdesign.ru/f4/thread207016.html большая тема по этому аппарату
http://www.forumrc.ru/Download/DX8_Manual_Russian.pdf ссылка на русский мануал
Внимание!!! Проверяйте легальность происхождения данного девайса при покупке, т.к. обновление для него генерится индивидуально для каждого девайса после регистрации на сайте производителя.
http://www.capitalhobbies.com и http://www.globalhobby.ru/ являются официальными дилерами этого производителя в России и их координаты указаны на официальном сайте http://www.spektrumrc.com
СИМУЛЯТОР
Все умудренные опытом в единый голос советуют: «Покупайте симулятор. Он Вам поможет избежать краштестов Ваших моделей.»
Я выбрал для себя Real Flight 6.5 в максимальной комплектации. В комплекте идет полнофункциональный муляж контроллера Futaba, который максимально приближает нас к реальности. Есть бесплатные, есть дешевые без контроллера симуляторы. Да, к ним можно подключить свой контроллер (настоящий), да, все это будет дешевле, но … я достал все из коробки, подключил к компу и начал учиться без каких бы то ни было танцев с бубнами. Да и поддерживается производителем он вроде лучше других. Мне так показалось.
НАЧИНАЕМ
Краткий алгоритм по постройке модели от Владимира К, Люберцы
По итогам обсуждения
В помощь автору при сборке своей модели с нуля:
1. Определитесь с размерами будущего самолета и посчитайте площадь крыла (в дм2)
2. Задаемся нагрузкой на крыло - 12-15 грамм/дм2 - планер, 15-25 гр/дм2 - пилотага, 25-35 гр/дм2 - тренер(полукопия) (эти цифры-не догма!! а только рекомендации!!)
3. Вычисляем примерный вес (полный) модели умножив пункт1 на пункт2 - это вес всей модели со всеми потрохами!!
4. выбираем мотор к ней - это 5-10% от полного веса (пункт3) При выборе мотора смотрим по его характеристикам, какую тягу с каким винтом он развивает. Отношение тяги мотора к весу модели называется тяговооруженность. Если модель весит 500 грамм и мотор развивает 500 грамм тяги, говорят, что тяговооруженность модели равна 1. Пример: что бы пилотажка могла зависнуть по вертолетному и затем уйти вертикально вверх тяговооруженность ее силовой установки должна быть больше ее веса, т.е. >1. Итак, для тренера ТВ подойдет 0.6-0.8 , для пилотаги >1
5. определившись с мотором (и винтом к нему) там-же смотрим сколько ампер тока он будет потреблять при этом и при скольких банках аккумулятора. Это - наша стартовая величина для подбора всей силовой электроники.
6. Определившись с п.5 выбираем регуль. Он должен быть по току на 10-15% мощнее, чем надо мотору в п.5 Это- запас для надежности.
7. Выбираем акк. Он должен быть из стольки банок, как указано в инструкции к нашему двигателю. При этом он должен отдавать такой ток, который желает получить мотор. Определяется это так: на акке пишут "4500 mAh 25-50C discharge" - величина "С" - это емкость этого акка в Ампер/часах, т.е. 4500мА/ч = 4.5 А/ч Ток который он отдаст (пиковый, по крайнему значению) 50С = 50*4.5=225Ампер. Но ориентироватся желательно по среднему значению между 25С и 50С (из соображений выживания акка) Если наш акк может отдать ток РАВНЫЙ или больше того, который требуется нашему мотору, то он нас устраивает.
8. И наконец последнее. Сложив вместе вес мотора, регуля и акка и вычтя все это из теоретически рассчитанного веса модели из п.3 мы получаем остаток веса, в который нам надо будет уложится при постройке самой тушки модели.
.... и от Игоря Юдина, Кулебаки по аккумуляторам маленькое дополнение
4500 mAh 3S 25-50C
величина "С" - это емкость этого акка в Ампер/часах? Я бы назвал это скорее коэффицентом.
4500mAh - это емкость аккумулятора, т.е. ток 4,5А он способен выдавать 1 час.
3S или 3S1P - это количество ячеек в аккумуляторе по 3,7 вольта соединенных последовательно(S) и паралельно(P), т.е. напряжение аккумулятора равно 3*3,7=11,1 вольт.
3S2P - это тоже аккумулятор напряжением 3*3,7=11,1 вольт только каждая последовательная ячейка состоит из двух паралельно соединеных для того что бы увеличить емкость аккумулятора.
25-50С - это нормальная-пиковая токоотдача, т.е. нормальный непрерывный ток разряда равен 4,5А*25=112,5А и пиковый ток разряда 4,5А*50=225А.
Ток заряда ЛиПо аккумуляторов выбирают в прелелах 0,5-1С, т.е. для данного аккумулятора 2,3-4,5А.
Выбирая аккумулятор не забываем так же что каждая единица электроники (приемник, сервопривод) кушают в среднем 0,4А.
Конечно же мы выбираем с Вами для наших первых опытов потолочку (это такие легкие потолочные плитки, которые продаются во всех хозяйственных магазинах). Режутся они по распечатанным чертежам обычным острым канцелярским или строительным ножом. По ссылке, приведенной выше на rc-aviation Вы можете найти полное и очень точное описание постройки модели с фото- и видеоинструкциями. Добавить к тому, что там будет приведено нечего. Люди даже дают ссылки на инструкции как гнуть, красить и обклеивать… Единственное, чтобы не ломать голову по клею: основной Титан, в некоторых местах эпоксидка или термоклей (в процессе разберетесь где и как, а скорее будет написано.)
Модель нужно выбирать под названием тренер. Данный тип моделей обладает большими верхнерасположенными (иногда V-образными) крыльями и небольшой скоростью полета. За счет этого он поможет Вам освоиться и простит многие огрехи.
Так же некоторые утверждают, что летающее крыло также неплохо подходит для начала.
ЭЛЕКТРОНИКА
Не пытайтесь в начале своего славного пути пытаться подобрать электронику к модели самостоятельно. Скорее всего Вам это не удастся сделать. Если нет в наличии того, что рекомендовано в описании к модели (покупной или изготавливаемой самостоятельно), обязательно спрашивайте в конференциях о подходящих аналогах. При покупке электромотора обязательно смотрите какое дополнительное оборудование Вам рекомендует производитель.
Константы, которые наверное должны выбирать большинство новичков:
аккумулятор LiPo мотор бесколлекторный Пропеллеры выбирайте GWS EP DD
Вам также обязательно понадобится зарядное устройство для аккумуляторов. Например, IMAX B6 Charger/Discharger 1-6 Cells (Оригинальная версия) только учтите, что оно поставляется без источника питания и его Вам нужно будет докупить, например Источник питания HobbyKing 100...240 В / 15В 5A или что-то на 12В не менее 5А.
Схема любого из ваших самолетов будет состоять из мотор с пропеллером подключен к регулятору мощности (его настройки по умолчанию Вам скорее всего подойдут полностью, поэтому не задумывайтесь пока о его перепрограммировании) тремя проводами с разъемами мама-папа. Любой провод Мотора подключается к любому проводу регулятора мощности, никаких полярностей или чего-то подобного Вы на данном этапе не перепутаете, главное, чтобы они не замкнули между собой в процессе эксплуатации. Дальше, черный разъем от регулятора мощности подключаем к приемнику, к нему же подключаем сервомашинки… В общем, вот видео, я думаю лучше один раз увидеть.
Не судите строго, когда я приемник называл передатчиком и т.д., хотел переписать видео, но подумал, что еще больше накосячу и не стал.
Да, конечно же, непонятные надписи, на английском да еще и сокращенные на разъемах приемника:
THRO throttle мощность (увеличение оборотов)
AILE aileron элероны отвечают за крен самолета и находятся на консолях несущего крыла. У моделей типа «летающее крыло» применяется так называемый микс «элеВоны». Это когда элероны отвечают и за крен и за подъем и снижение.
ELEV elevator руль высоты (РВ)
RUDD ruder руль поворота (киль, РП)
Этого нам с Вами в ближайшее время за глаза хватит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дорогие друзья, этот пост написан таким же начинающим как и Вы, он был задуман лишь для того, чтобы Вы затратили чуть меньше времени на начальном этапе. Перепроверяйте, разбирайтесь глубже во всем сказанном выше. Удачи нам всем.
В приведенном архиве файлы с описаниями, которые могут пригодиться Вам, а также несколько программ для расчета центра тяжести. Прошу прощения у всех, чей труд я использовал здесь для обобщения.
(Подборка справочной литературы.zip)
Сезон отлетал, посматриваю на зиму.
Кратко для литий полимерных:
1. Самому аккомулятору обслуживание не требуется. Он не разборный. Ему нужны условия хранения. Это температурный режим (примерно 25 градусов). Низкая влажность. Отсутствие перепадов температур.
2. Нельзя заряжать более 4.2В на банку
3. Нельзя разряжать менее 3.3В на банку (пишут нельзя менее 3В. Но это уже опасно)
4. Нельзя разряжать током больше чем указано в документации на аккомулятор. Если написано что ток разряда 25С, а акб 2200мАч(2.2Ач). То максимальный разрядный ток 25С*2.2А=55А
5. Нельзя заряжать током больше чем указано в документации на аккомулятор. Но можно не заморачиваться и заряжать током 1С(во всяком случае все известные мне АКБ) т.е для примера выше 1С*2.2А=2.2А
6. Нельзя его хранить разряженным и полностью заряженным. С помощью того же B6 можно заряжать до напряжения хранения примерно 3.84В на банку.
Вот собственно и все.
Второе потрудитесь найти сами. Вы ведь именно такие советы даете коллега.
А вообще есть опыт. Вздуваются они заряженные.
я таких советов никогда не давал. А вздуваются они не от режима хранения,а от несовершенства технологии и зависит это от взаимных фаз луны и меркурия. Режим хранения придуман(кстати не только для литиевых элементов) единственно что бы в процессе хранения и транспортировки при случайном повреждении последствия минимизировать!!! А пошел этот миф про хранение в люди имхо когда к такому же не особо разбирающемуся в электричестве новичку попал "умный" зарядник с режимом "хранения". А потом этот миф растиражировали такие же не особо грамотные пЕсатили и он стал приниматься за истину.
По первому же пункту-то много советов хранить батареи в холодильнике в овощном ящике,а там и влажность приличная и температура не комнатная. Кстати,подержать в холодильнике можно вспухшую батарею пару дней,иногда помогает от "эффекта подушки" избавиться и не только с модельными батареями,но и с бытовыми,которые тоже имеют способность надуваться.
Какие факты еще нужны? Я во первых опираюсь на собственный опыт и на здравый смысл,читайте внимательно мои сообщения. А вот на что опираются советы продления срока службы совершенно неизвестно. Одна баба где-то сказала. Статистики ни у кого нет и не может быть,тк и 2 и 3 и десять батарей это не статистика. Ятолько могу еще раз для не понимающих с первого раза повторить прописную истину- аккумуляторы были ,есть и будут РАСХОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ со всеми вытекающими отсюда последствиями.
А для любителей страшилок на ночь в 1001 раз повторяю-паки меньше 1 А\ч НЕ ГОРЯТ как в постановочных роликах ютуба,проверял лично. Чуток дыма и море разочарования.
а то что полностью заряженным нельзя хронить это все пишут
вот именно что пишут опираясь на тайные знания радио ОБС. А кто-нибудь задумался почему? Я на этот случай имею свою точку зрения,ее неоднократно высказывал и буду ее придерживатся пока меня не убедят в том,что я не прав.
То,что везде пишут увы не аргумент. Это интернет,здесь бред распространяется быстрее эпидемии гриппа и разносят его именно в таких вот публикациях от новичка -новичку.
Через день этот текст уйдет из ленты в небытие и новый колумб будет надцатый раз переоткрывать свою америку.
До тех пор, пока администрация сайта не удосужится ввести какую-то систематизацию статей, нам остается просто смириться и воспринимать как данность то, что будут и восторженные радости новичков (а что в этом плохого?), и статьи о самолетиках из спичек (воспринимаем её как шутку!), и все что угодно ещё...
Но ведь при этом мы видим и серьёзные статьи по работе аппаратуры (см. статью выше), и прекрасные описания работ по постройке моделей (чего стОит хотя бы восьмисерийный фильм Сергея Шевырина о построке Цессны!) и многое, многое другое.
ВЫВОД. На этом сайте каждый может найти необходимое, нужное и близкое именно ему, конкретному человеку. Не нужно отвергать с порога то, чего или не понял, или оно тебе не нужно в данный момент - может быть, это важно и нужно другому человеку.
А САМОЕ ГЛАВНОЕ - давайте будем добрее и терпимее друг ко другу, и жизнь наша потихоньку наладится!!!
Всем, кто дочитал до этого места - С-П-А-С-И-Б-О!!!
Извините, наболело)
+1
Дмитрий, обычно пишется руль направления РН, а не руль поворота РП...
С уважением, Дмитрий.